Короли дороги: китайские грузовики в России в 2023 году

19.10.2023

С начала текущего года рынок грузовой техники в России демонстрирует впечатляющую динамику роста. Однако интересное наблюдение: национальные бренды уступают свои позиции, тогда как китайские компании укрепляют своё присутствие. На сегодняшний день китайские марки вышли в лидеры, опережая российские и белорусские бренды почти в полтора раза.

Предварительные прогнозы Национального Агентства Промышленной Информации (НАПИ) на 2023 год указывали на планы китайских производителей расширить свою долю на российском рынке, заменяя уходящие позиции европейских брендов. В свою очередь, эксперты из аналитическо-консалтинговой компании «АСМ-холдинг» предвидели рост реализации техники на уровне 20-25%, главным двигателем которого станут именно китайские грузовые машины.

Изучив результаты продаж за прошедшие 9 месяцев, мы можем понять, как реальные цифры коррелируют с ожиданиями специалистов и какие тренды будут актуальными в ближайшем будущем.

Сегменты рынка: кто востребован?

За прошедшие три квартала 2023 года рынок грузовой техники России показал завидные результаты: 106 198 новых грузовых автомобиля нашли своих владельцев. Это потрясающий прирост в 81,3% по сравнению с прошлым годом. Но что стоит за этими цифрами?

Седельные тягачи продолжают удерживать позиции лидеров на рынке новой грузовой техники, обеспечивая себе уверенные 25,1%. На втором месте по популярности расположились самосвалы, заняв долю рынка в размере 16,3%. Специализированные автомобили также занимают значительный сегмент, обеспечив себе третье место с долей рынка, составляющей 11,5%. Это категория включает в себя разнообразные модификации, предназначенные для конкретных задач и отраслей, что обуславливает их высокую востребованность и универсальность применения в различных сферах экономики.

Главные бренды на российском рынке

По итогам прошедших месяцев российский рынок грузовой техники показывает интересные результаты — топ-5 брендов, которые завоевали доверие российских покупателей и заняли лидирующие позиции по объёмам продаж.

  1. «КамАЗ» — непререкаемый лидер с продажами в 21 902 единиц.
  2. SITRAK из Китая — 18 219 машины, преимущественно магистральные тягачи.
  3. Shaanxi — ещё один китайский гигант с 15 884 грузовиками.
  4. Китайская компания FAW — 11 573 машины.
  5. HOWO, также из КНР, продали 5 167 машину.

Белый седельный тягач SITRAK — король дороги

Месяц рекордов

Август 2023 года стал истинным прорывом для рынка грузовых автомобилей: 16 296 единиц было продано за месяц, что на 142% больше, чем в августе 2022 года (было продано 6 715 машин).

«Китайские производители быстро адаптируются к потребностям рынка, занимая вакантные места, оставленные западными, японскими и корейскими брендами. Тем не менее "КамАЗ" сохраняет лидирующие позиции, хотя конкуренция будет усиливаться», — подытоживает директор НАПИ, Татьяна Арабаджи.

Российский рынок грузовой техники продолжает расти и развиваться, адаптируясь к новым реалиям и трендам.

Сезон перемен

После ярко выраженного роста продаж грузовой техники в России за прошедшие три квартала 2023 года, в сентябре обстановка изменилась. Эксперты отмечают, что продажи грузовых автомобилей пошли на спад. Причинами этому стали не только внутренние экономические изменения, но и ряд нововведений, влияющих на отрасль.

С середины августа, после месяца активного роста, продажи грузовых автомобилей начали падать. Подобное снижение уже наблюдалось ранее: в конце апреля, на фоне ослабления рубля, а также в начале июня. Рост курсов валют, введение утильсбора и удорожание автомобилей стали ключевыми факторами, затормозившими рынок.

Эрнест Плескачев, руководитель направления грузового автотранспорта FNGROUP (ранее Ferronordic), подчёркивает, что цены на грузовики подскочили в среднем на 15%. Например, автомобили марки Dayun подорожали на солидную сумму — тягачи на 1 млн рублей, а шасси даже на 2,5 млн рублей, как рассказал Артур Солдаткин из ООО «Сторк».

Владимир Желобов, директор по продажам автомобилей с пробегом «Автодома» и «Автоспеццентра», акцентирует внимание на том, что до 95% всех покупок грузовиков совершаются через лизинг. При этом на рынке ещё остались автомобили по старым ценам, что может задержать ощущение реального роста стоимости.

Гендиректор BWG, Александр Цыпин, считает, что повышение ставки Центробанка отразилось на стоимости финансирования покупки техники, причем даже для крупных компаний она достигает 14-15% годовых.

Что ждёт нас дальше?

В то время как снижается спрос и растут цены, клиенты всё чаще отказываются от покупок, что подтверждает Солдаткин, утверждая, что расторгается около четверти заключенных договоров. Тем не менее специалист оптимистично настроен и предвидит восстановление рынка к концу 2023 года.

Например, результаты за сентябрь более оптимистичные: согласно свежим данным от «АСМ-холдинг», сентябрьские показатели продаж оказались весьма впечатляющими, показав рост на стремительные 81,1%. Этот подъем объясняется, в частности, относительно скромными результатами в аналогичном периоде прошлого года. Еще более яркой динамикой отличаются продажи грузовой техники иностранных производителей. В этом сегменте зафиксирован прорыв на уровне 152,6%. Особенно примечательно, что среди пяти наиболее востребованных брендов этой категории четыре места уверенно занимают китайские марки. Это вновь подтверждает настоящие тенденции и настроения на рынке.

В заключении, даже в условиях сложившихся экономических вызовов, эксперты отрасли видят свет в конце туннеля и сохранение положительной динамики.

Читайте также